Дебет и кредит простыми словами

В обязанности бухгалтера организации входит корректное отражение каждой операции, касающейся поступления или расхода средств. Дебет, кредит, сальдо – главные слова, без которых невозможен бухгалтерский учет.

Даже выпуск обычной банковской карты подразумевает необходимость понимания, что такое кредит и в чем суть различий между определенными банковскими операциями, описанными в выписках по счету.

Общее значение термина

Общее значение термина

Чтобы понять, как определить дебет и кредит, необходимо прояснить основные термины бухгалтерии и их фактическое применение. Слово «дебет» представляет собой заимствование из немецкого языка, однако многие полагают первоисточником слово debitum из Древнего Рима, в переводе означающее «долг».

В современном значении слово «дебет» прежде всего связано с учетом всех мероприятий, имеющих отношение к финансово-имущественному положению предприятия, которое находит свое отражение в бухгалтерском учете. С помощью бухучета руководство предприятия сможет правильно определить прибыль после вычета из доходов расходных статей.

Понятия кредита и дебета, что это такое простыми словами, помогут в изучении финансового состояния предприятия. Для бухгалтера дебет активных счетов означает приход, а кредит связан с фиксацией расходов. Если речь идет о пассивных счетах, значения данных понятий противоположные. Таким образом, определяя ту или иную учетную операцию, важно отнесение счета к активному или пассивному.

К дебету относят прибыль от какой-либо деятельности (коммерческой, производственной и т. д.), продаж, реализации услуг и продуктов. Кредит включает в себя отражение расходов на закупку сырья, выплату заработной платы и т. д.

Дебет и кредит простыми словами

Бробанк: раскрывать эти два термина лучше с использованием простой формы изложения. Сложные бухгалтерские речевые обороты не несут для обывателя никакой информационной ценности. Первостепенной обязанностью бухгалтера можно по праву назвать учет товарно-материальных ценностей предприятия.

Любая деятельность связана с приходами и расходами. Предприятие или предприниматель всегда что-то покупает, продает, списывает, берет в аренду или в лизинг, привлекает специалистов, пользуется услугами. При этом каждый товар или услуга рассчитываются в определенных единицах измерения: топлива — в литрах, товары — в штуках, денежные средства — в рублях (иной валюте).

Для нормального функционирования предприятия все эти процессы необходимо подбить в один итог. После этого получается вычислить прибыль и убыток предприятия. Без сведения дебета с кредитом сделать это будет невозможно. Более того, в бухгалтерском учете дебет и кредит — это две основные величины, вокруг которых строиться вся работа бухгалтера.

Кредит и дебет отражаются по принципу двойной записи, которую выводит специалист в бухгалтерском учете. Запись должна содержать всего две основные колонки: приходную и расходную.

По современным правилам учета используется следующая схема:

  • Дебет — приходные операции предприятия.
  • Кредит — расходные операции предприятия.

Специалист должен подбить под этими двумя направлениями итог и вывести конечный баланс. Именно это полученное значение помогает с точностью определять прибыль предприятия, исключая все основные и побочные траты. В первом случае речь идет о левой стороне учета, а во втором — о правой. Каких-либо других вариантов сведения дебета с кредитом не существует.

Что такое дебет

Ключевое значение здесь имеет наименование счета. В бухгалтерском учете принято различать три вида счетов: активные,пассивные, активно-пассивные. Под активными счетами предприятия подразумевается размещение средств (покупка активов), для последующего получения прибыли.

Яркими примерами операций по активным счетам считается приобретение недвижимости с целью его продажи по большей стоимости, либо инвестирование в какой-либо проект.

По пассивным счетам отражается привлечение средств предприятием. Примером операции по пассивному счету является оформление банковской ссуды или кредита. В этом случае предприятие запускает средства в оборот для получения прибыли, но с последующей оплатой обязательств.

Следовательно, по активному счету дебет всегда отражает приход средств. Предприятие получает прибыль за счет размещения собственных средств или активов, с последующим погашением текущих расходов. То есть по активным счетам дебет всегда означает приход денежной массы.

И наоборот, по пассивному счету дебет всегда подразумевает расход средств. Если по пассивному счету происходит увеличение дебета, то речь идет об уменьшении собственных средств организации.

Несколько примеров:

  • Предприятие в лизинг выдало оборудование контрагенту — активный счет, по которому дебет подразумевает приход денежной массы.
  • Предприятие берет в лизинг оборудование — пассивный счет, по которому дебет означает расход средств.

Изначально термин происходит от латинского “debitum”, что означает “задолженность” или “долг”. Отсюда и возникает знакомый многим сложный термин “дебиторская задолженность”. Следовательно, толкования у данного понятия нет. Дебет может подразумевать как расход, так и приход денежной массы. Все зависит от того, по какому счету проводится операция.

Что такое кредит

Правильное употребление термина — крЕдит, с постановкой ударения на первый слог. Это правая сторона бухгалтерского учета, которая также имеет сложную и неоднородную структуру. Происходит от латинского понятия “credit”, которое прямо переводится, как “верить” или “доверять”. Отсюда пошло использование расхожего термина “кредит доверия”.

Как и в первом случае, ключевое значение здесь имеет счет, по которому проводится операция. По активным счетам прибавление кредита означает увеличение реальных или потенциальных убытков предприятия. По пассивным счетам, наоборот, прибавление кредита считается увеличением собственных и оборотных средств предприятия.

При этом чаще всего термин используется для обозначения размера обязательств предприятия. Кредиторская задолженность — это масса обязательств компании, которую она должна выполнить перед контрагентами (это то, что должны мы, а не нам). Но опять же, важно установить наименование операции.

Для чего сводятся дебет с кредитом

Для чего сводятся дебет с кредитом

Важно понимать, что сами по себе эти два значения не имеют никакой важности или ценности. Рассматриваться они должны только в связке, которая получила наименование корреспонденции (корреспондентского счета). Основная цель сведения — вычисление сальдо (итога). Данный итог может быть как дебетовым, так и кредитовым (не кредитным).

Этот момент зависит от того, по какому именно счету производится расчет сальдо. После вывода конечной величины, итог отображается в конкретной части баланса. Изначально по счету может не оставаться остатка, поэтому для расчета сальдо бухгалтер ожидает совершение последней операции.

Если остаток есть, то выведение конечного сальдо осуществляется по простой математической формуле, которая в течение длительного времени используется в бухгалтерском учете. Выглядит она следующим образом:

С-до к. = С-до н. + Увеличение – Уменьшение

При этом выведенное сальдо — это не только математический расчет с целью получения какого-либо итога или суммы. Сальдо рассчитывается для того, чтобы бухгалтер мог сделать определенное утверждение или вывод. К примеру, к концу года на счету компании осталась сумма в 5 000 000 рублей рублей — данная формулировка (утверждение) и называется сальдо.

Получается, что кредит и дебет — это две неотъемлемые друг от друга составляющие, которые сводятся для получения конечного итога. Этим самым итогом является сальдо, который, в свою очередь, может быть как дебетовым, так и кредитовым.

Примеры расчета

Чтобы наглядно понять, что такое кредит и дебет, рассмотрим простой пример. Предположим, вы решили открыть магазин с одеждой и продали свой первый заказ на сумму 5000 рублей Часть суммы, 2000 рублей, решено положить на расчетный счет в банк. То, что пришло, учитывается в столбце «Дебет», а то, что ушло — в кредит.  В ведомости данная операция будет выглядеть так:

Касса (счет 50):

ДебетКредит
50002000

Расчетный счет (счет 51):

ДебетКредит
2000

Далее вы решили оформить заказ на новый костюм на сумму 4000 рублей, но оплатили только 1000 рублей с расчетного счета, а остальную часть решено отдать позже.

В учете это будет выглядеть так:

Расчетный счет (счет 51):

ДебетКредит
20001000

Заказчик (счет 62):

ДебетКредит
10004000

Склад (счет 41):

ДебетКредит
4000

Пришло время подводить итог первого месяца работы. Считаем суммы дебетового и кредитового оборота (те, что накопились по соответствующим счетам).

Касса: 5000 – 2000 = 3000 рублей. Первая сумма больше, поэтому по итогам записывается в дебетовую часть.

Расчетный счет: 2000 – 1000 = 1000 рублей — то же самое.

Заказчик: 1000 – 4000 = 3000 рублей — здесь ситуация обратная, то есть вторая цифра больше. Соответственно она идет в правую часть столбца — в кредит.

Склад: 4000 рублей.

Таким образом, дебетовое сальдо дает понять, какие активы у нас есть на текущий момент, а кредитовое не дает забыть, что мы должны поставщику часть средств за заказ.

В следующем отчетном периоде мы переносим все данные, которые получились по итогу работы. Это будет называться входящим сальдо.

Безусловно, рассмотренный пример достаточно примитивен, а названия статей условные. Однако он наглядно показывает, что означают термины «кредит», «дебет» как они взаимосвязаны и как проходит оборот между ними. Само собой, бухгалтерский учет — это более сложный и трудоемкий процесс.

Источники:

https://brobank.ru/chto-takoe-debet-i-kredit/

https://kredit-blog.ru/slovar/chto-takoe-debet-i-kredit.html

http://nalogobzor.info/publ/stati_iz_tematicheskikh_zhurnalov/debit-i-credit-prostimi-slovami-chto-takoe



1-й по Кредитах
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector